Ведите ребенка к логопеду как можно раньше!

              На развитие речи ребенка нужно обращать внимание с момента детского лепета. Лепет и первые слова ребенка …Первые фразы и слова – перевертыши. Это так умиляет! Но через какое-то время неправильные звуки в речи малыша начинают беспокоить родителей. Считается, что неправильное произнесение звуков допустимо до 4,5 лет, пока идет формирование звукового строя речи. К 5 годам обычно оно проходит самостоятельно, но если это вызвано неврологическими проблемами, то здесь нужна помощь специалиста.
             Разговаривайте с ними всегда.
С самого раннего возраста ребенка с ним надо много разговаривать, постепенно, с его взрослением, показывать предметы и называть их, потом обсуждать действия, которые с предметом происходят. Для того, чтобы ребенок говорил, он должен находиться в окружении, где с ним много разговаривают, и постоянно слышать речь.
       Формирование речи происходит в несколько этапов: в начале гуление, потом лепет, когда ребенок пытается повторить звуки взрослых. Если ребенок не гулит, надо обязательно проверить слух. Возможно, он не слышит звуки, которым мог бы подражать. Если ребенок «проглатывает» слоги, или ,наоборот, добавляет слоги, то это до 2,5 -3 лет допустимо.

            Примерно к 2,5 годам формируется слоговая структура. Ребенок начинает различать слова. Гласные- это основа слова ,его ритм. Дети могут опускать или добавлять согласные, но никак не гласные. Поэтому надо следить, чтобы в правильном и детском слове обязательно совпадало количество слогов. Например: слово « кашка» в детских устах может звучать как « каска»,но никак не « каш» и « кашака»- слогов должно быть непременно два. Наша речь предполагает ротовое дыхание при произнесении всех звуков, кроме « м» и «н», при гнусавости струя воздуха идет через нос, в этом случае необходима консультация лор – врача.
               В 3-4 года дети задают множество вопросов. Если ребенку практически ничто не интересно и задавая изредка вопросы, он моментально забывает ответы, мало любознателен, то за этими всеми, с первого взгляда незначительными чертами поведения часто кроются неврологические проблемы, которые и обуславливают речевую патологию. Иногда это связано с осложненной беременностью матери, нарушениями внутриутробного развития, бытовой или педагогической запущенностью.
              К 5 годам ребенок должен согласовывать слова в роде и числе, к 6 годам – падеже. Он должен уметь видоизменять слова, составлять предложения. Перед школой ребенок должен четко знать, где « право» и « лево», различать время - вчера и завтра, т.е. иметь правильное зрительное и временное восприятие.
       К 6 годам у ребенка должен быть довольно богатый словарный запас. Он должен обобщать, классифицировать предметы- например: это одежда, посуда, животные и т.д.Ребенок должен иметь представление о том, что обозначают некоторые редко употребляемые слова (например: дуршлаг, сарафан и т.п.). Знание подобных слов приходит с чтением ребенку сказок, детских книг. Найдите время для того, чтобы делать это регулярно. Содержание книг должно быть понятно и доступно ребенку, соответствовать его возрастным нормам. Перегрузка неокрепшей речи ребенка может привести к возникновению заикания, в этом случае необходимо лечение у невролога.

             Не надо думать, что правильная речь у вашего ребенка сформируется сама по себе. Многое зависит именно от родителей. В период формирования и развития речи следует уделять своему ребенку максимум внимания. Следует знать о проблемах, с которыми можно столкнуться, чтобы при первых же симптомах обратиться к специалистам.

 

 

                                                                                                                         Логопед Шобонова Лариса Васильевна