Опасные директивы

     Мало кто знает, что родители, сами того не подозревая, могут запрограммировать своего ребенка на негатив. Неосторожно брошенные в пылу нахлынувших эмоций слова - «ты меня в гроб загонишь» или «мне не нужен такой непослушный сын» - могут глубоко запасть в душу ребенку. «Вредоносные послания родителей способны стать источником многих эмоциональных проблем у детей как сейчас, так и годы спустя», - утверждает психолог Алена Симонова.

 

Ребенок - источник бед.

 

- Алена Николаевна, расскажите, правда ли, что своими причитаниями по поводу плохого поведения ребенка родители могут серьезно испортить ему жизнь?

 

- Многие родители даже не задумываются над тем, какие фразы они постоянно используют, когда пытаются научить малыша жизни. Вспомните, какие слова чаще всего говорили нам в детстве родители? За что они нас ругали? Стараясь предостеречь нас от жизненных невзгод, они периодически наставляли нас на путь истинный, используя так называемые родительские директивы, например, «не плачь», «никому не верь», «не бегай – упадешь». Набор этих «скрытых посланий», используемых при воспитании детей, в разных семьях свой. Но все они программируют дальнейшую жизнь ребенка, иногда сильно ее осложняя.

 

- Каким образом родительские заветы могут навредить ребенку?

 

- Детям часто приходится слышать от родителей фразы типа: «когда же ты, наконец, поумнеешь?», «Горе ты мое луковое», «дай-ка я сделаю, у тебя все равно ничего не получится». Как вы считаете, могут такие фразы положительно влиять на формирование ребенка? Нет, конечно. Самое опасное, что закладываются эти негативные послания бессознательно - малыш просто «впитывает» их как губка. И изменить программу, заложенную родителями, человеку практически невозможно.

 

     Не многие родители могут до конца осознать глубокое содержание, которое заключено в этих скрытых   посланиях. Можно выделить ряд директив, которые негативно влияют на формирование личности ребенка. Первое, и, пожалуй, самое опасное родительское послание – директива «Не живи». Открыто родители ее не говорят, но в бытовой речи это указание может передаваться частыми причитаниями и высказываниями, например – «глаза бы мои на тебя не смотрели», «чтобы ты сквозь землю провалился».

 

     Бывает, родители расширяют эту директиву разговорами на тему, как тяжелы и ужасны были роды, сколько бед и сложностей принес ребенок своим поведением на свет, воспоминаниями о желании прервать беременность. «Ты мне всю жизнь испортил», «мне не нужна такая плохая девочка», «я так от тебя устала» - кричат матери, пытаясь призвать ребенка к дисциплине. Но могут ли такие фразы воспитать? Регулярно слыша подобное, маленький человек решает, что именно он - источник всех родительских проблем, разрушитель их надежд и вообще – он явно лишний на этом свете.

 

     Скрытый смысл этой директивы состоит в желании управлять ребенком через возбуждение в нем чувства вины. Как справиться с этим чувством ребенок не понимает, отсюда – постоянное нервное напряжение, грозящее серьезными эмоциональными проблемами. Становясь взрослыми, носители директивы «Не живи» прибегают к различным способам саморазрушения. Это может быть пристрастие к алкоголю или к наркотикам, криминальный путь в жизни. Эти люди чаще других задумываются о

самоубийстве, потому что ощущают себя бесполезными, никому не нужными и недостойными любви.

 

«Маленький» взрослый и «мудрый» малыш.

 

     Родительское указание «Не делай» также может негативно повлиять на формирование ребенка. Смысл послания сводится к фразе: «Без меня ничего самостоятельно не предпринимай». Мама кричит сыну: «не бегай – упадешь», «не открывай окно – простудишься», «не вздумай ничего варить – я приду и сама приготовлю обед».

 

     Чем опасна это программа? Активность и инициатива ребенка практически полностью блокируется. Став взрослым, человек начинает испытывать колоссальные трудности в начале каждого дела, в принятии любого самостоятельного решения. Людям, впитавшим эту родительскую директиву, свойственно откладывать «в долгий ящик» даже самые простые дела вроде покупки новых ботинок или похода в кино, не говоря уже о принятии таких-то судьбоносных решений, вроде решения жениться или сменить место работы.

Еще одно скрытое указание родителей - «Не расти». Оно часто адресовано младшим или единственным детям в семье. Родители часто говорят им «ты еще слишком мал, чтобы…». Такую директиву дают родители, которые панически боятся, что их ребенок вырастет, начнет жить своей жизнью и вылетит из гнезда. Часто во взрослой жизни такие дети не могут создать семью, демонстрируют поведение, не соответствующее своему возрасту.

 

     В противоположность этой директиве указание «Не будь ребенком» может обернуться для подросшего человека не менее серьезными проблемами. Часто можно услышать от мам – «Тебе уже три года, а ты ведешь себя как маленький» или «скорей бы ты вырос».

 

- На первый взгляд в этих фразах нет ничего плохого. Даже наоборот, родители позиционируют ребенка как уже взрослого, самостоятельного человека.

 

- В желании, чтобы ребенок стал взрослым и самостоятельным, главное не переусердствовать. Негативный смысл этой программы может помешать вашему ребенку насладиться детством. Если мама каждый раз не довольна, что ты еще маленький, тебе хочется поскорее вырасти, чтобы не расстраивать ее. Вместо того, что играть в куклы и бегать в догоняшки, девочка усердно читает и учится, не позволяя себе быть самой собой. Став взрослой, женщина не может полноценно отдыхать и расслабляться, ведь она «не ребенок».

 

Страх стать успешным.

 

     «Не чувствуй» - это еще одна вредоносная программа, которую родители нечаянно могут заложить в детей. Это послание чаще всего идет от родителей, которые сами привыкли сдерживать свои чувства. «Не дрожи от холода, ведь ты мужчина», «не сахарный - не растаешь», «мальчики не плачут», «как можно бояться собаку, она же не кусается», «потерпи, не показывай свою боль» - учат родители. «Чувствовать - это плохо», - приходит к выводу ребенок.

 

     Запрещая маленькому человеку испытывать гнев или страх, родители оказывают малышу медвежью услугу. Он учится «не слышать» сигналы своего тела и души о возможных неприятностях. Но эмоции просто необходимы человеку, страх, например, предупреждает об опасности, а гнев помогает снять излишнее напряжение. В результате ребенок научается тщательно скрывать эмоции, которые, в конце концов, могут стать причиной серьезных заболеваний. Кроме этого, у маленького человека формируется эмоциональная закрытость, толстокожесть. Повзрослев, он тяжело проявляет чувства, и в отношениях с противоположным полом, в сексуальной жизни потом возможны проблемы.

Бывает, что родители неосознанно программируют ребенка на неуспех.

 

- Каким образом?

 

- Как только малыш начнет что-нибудь делать, мама или папа успевают заметить ему: «Ну что ты делаешь? У тебя все равно не получится». Конечно, родители говорят так из лучших побуждений, предостерегая ребенка от разочарований. Однако, директива «Не достигай успеха» опасна не только тем, что занижает самооценку у детей. Скрытый смысл этого послания связан с наличием у родителей бессознательной зависти к успехам ребенка. «Сами мы университетов не кончали» - так, смеясь, они высказывают недоверие к идеям своего ребенка.

     Под влиянием этой директивы школьник обычно хорошо учится и старательно выполняет все задания, однако в критический момент экзаменов может вдруг заболеть или не смочь решить задачу. Став взрослым, он бессознательно боится успеха, поэтому нечаянно вредит делу, опаздывает на деловые встречи или никак не может завершить начатое.

    Директива «Не будь лидером» насаживается ребенку из чувства обеспокоенности за него. Родители не хотят, чтобы он выделялся из толпы, боятся зависти. Поэтому они охраняют ребенка посланиями «будь как все», «не высовывайся», «не беги впереди паровоза». Такие дети потом не стремятся доминировать в семье, вечно ходят в подчиненных и не мечтают о карьере.

 

«На что я программирую своего ребенка?» 

 

     Мало кто из родителей знает, что они регулярно подают своему малышу сигнал «Не думай». Всем знакомы такие фразы – «меньше рассуждай, больше делай» или «не забивай себе голову ерундой». Скрытый смысл этого послания кроется в проблеме родителей, которые сами боятся принимать любые решения. Следуя этому указанию взрослых, дети не научаются решать трудные проблемы и часто чувствуют себя из-за этого не в своей тарелке. Если же им в голову и приходят какие-либо странные мысли, они заглушают их алкоголем, с головой уходят в спорт или развлечения.

 

     «Не будь собой» - такая директива может базироваться, к примеру, на неприятии родителями пола своего ребенка. Например, ждали мальчика, а родилась девочка. В общении с малышкой мама с папой подчеркивают значимость мужских черт. И поскольку ее пол отрицается, девочка начинает вести себя как мальчик, и делает это для того, чтобы получить родительскую любовь. Понятно, что ни к чему хорошему такое поведение не приведет.

 

- Возможна проблема половой идентификации?

 

- Конечно. Кроме того, эта же директива проявляется и в желании родителей, чтобы ребенок походил на другого - более успешного, более красивого, более умного - малыша. Например, «вот соседский мальчик отличник, будь как он».

 

- Думаю, многие родители узнали здесь себя. Как им исправить отношение к детям?

 

- Осознание – первый шаг к решению проблемы. Если вы видите, что у ребенка нарушения в поведении или в психоэмоциональном состоянии, нужно задуматься – а не я ли тому виной? На что я программирую своего сына или дочь? На успех, на открытость миру или внушаю ему страх и чувство вины? Измените свои негативные послания ребенку на позитивные. Почаще говорите ему, что у него все получится, что он успешный и ему все по силам. Не торопите его с взрослением, пусть он балуется, шумит, играет.

Родителям нужно осознать и принять ребенка таким, какой он есть. Не нужно переделывать его, подгонять под модные шаблоны. Произведите переоценку своих ожиданий, которые вы испытываете к своему малышу. Он не должен быть похожим ни на Эйнштейна, ни на Пушкина. Просто научите его думать, чувствовать и помогите познать вкус успеха.

 

Беседовала Любовь Ульянова, журналист газеты «Номер один».